О Калачинске

Первые поселения к востоку от крепости Омск возникали на северном берегу реки Омь. Реке отводилась роль естественной преграды от кочующих племён (татары, казахи, киргизы). Первые сведения о поселенцах в деревне Калачики датируются подушной переписью 1795 года. В переписи говорится о переселении семи семей из волостного центра села Куликова (ныне д. Куликово (правый берег) Воскресенского сельского поселения), которые ютились в основном в саманных домах и мазанках в месте соединения р. Омь и озера Калач.

Первые поселенцы занимались производством зерна, рыбной ловлей, животноводством, плетением лаптей и шитьем одежды для собственных нужд. Излишки реализовывались через скупщиков, которые занимались закупками для государственных нужд, реализацией продуктов в соседние поселения и крепость Омск. В это время рост населения деревни Калачики (села) был в основном за счёт естественного прироста и в меньшей степени за счёт притока населения из других мест. Основной путь сообщения европейской части Российской империи с Восточной Сибирью и Дальним Востоком (Сибирский тракт) проходил севернее реки Оми, пересекая реку Иртыш в районе села Большеречье, по нынешним Горьковскому и Нижнеомскому районам. Он не оказывал значительного влияния на развитие Калачиков.

Первые предприятия и общественные организации: мастерские по выделке кож, купеческие дома, сельскохозяйственные артели, часовенка на ул. Ключевая, ямщина — вот, пожалуй, и все виды деятельности и занятости населения в конце 18 и 19 веке.

Со строительством и вводом в эксплуатацию в конце 19 века железной дороги и станции (ныне ОАО «РЖД» и станция «Калачинская») бурно начало расти село Калачики, «двигаясь» постепенно от излучины реки Оми и озера Калач к железнодорожному полотну. Семьи рабочих и мастеров железной дороги селились вдоль железной дороги: ул. Железнодорожная, Садовая, 30 лет Победы, Вокзальная, 1-4 Переездные (ныне ул. 70 Бригады, Горького, Маршала Жукова, Стрельникова). С пуском железной дороги в 1880 году построен первый водопровод и водонапорная башня для заправки паровозов, который проходил по ул. Водопроводная (ныне Гагарина). Несколько позже построены пункты по отпуску воды для населения из водопровода.

В начале 20 века особого прироста населения не наблюдалось. И только в 1914 году по Столыпинской реформе отмечен значительный прирост населения извне, в том числе и мастеровых людей, которые в значительной мере повлияли на развитие экономики. Появились первые кустарные мастерские по деревообработке, изготовлению валенок, скорняжьи и швейные мастерские, кузня, плетение различных изделий из лозы. Возникает рынок, который привлекал торговцев близлежащих поселений.

Первое предприятие Калачинский промкомбинат, созданный в 1921 году – ныне пустующая территория в районе Калачинского лесхоза (ул. Комбинатовская). Промкомбинат объединил ремесленников и занимался деревообработкой, изготовлением и обжигом кирпича, изготовлением саней, телег, конной упряжи, бочек, домашней утвари, деревянной посуды.

В 1922-24 годах проводится коллективизация сельского хозяйства, активно создаются артели и колхозы по выращиванию зерна, мяса, молока, возникает Калачинская машинно-тракторная станция (ныне Калачинский механический завод), мельница, склады для хранения и отгрузки продукции сельского хозяйства в непосредственной близости к железной дороге (элеватор, маслосырбаза, сенопункт). Возникают комбинат бытового обслуживания. Приблизительно в это же время (середина 20-х годов) создаётся молоканка (ныне молочный комбинат), строится деревянный мост через р. Омь (третья попытка. Два предыдущих моста разрушены в весенние половодья). Начинается развитие медицины, образования. Развивает свою инфраструктуру и железная дорога: амбулатория и больница, баня, начальная школа, школа глухих детей, магазины, дом культуры. С вводом в эксплуатацию моста начинается общение северных и южных поселений через Калачинск, активизируется торговля.

В 30-е годы продолжается активное развитие Калачинска – он получает статус рабочего посёлка.

Создаётся бюро технической инвентаризации, архитектурная и землеустроительная службы, ремонтно-строительный участок. Наличие железной дороги, водопровода привлекает жителей соседних поселений и районов. Начинается строительство многоквартирного жилья (2 квартиры и более), в основном саманные и камышитовые. Изготавливаемый кирпич идёт в на устройство печей и транспортируется в соседние сёла для тех же целей. Строится из местного материала Калачинский мясокомбинат, птицецех (цех по переработке мяса птицы). Создаются: межрайбаза, общепит, РайПО. В это же время сформирована полувоенизировнная организация — авторота, которая в мирное ещё время насчитывала до 70 автомобилей, ремонтные мастерские по ремонту и эксплуатации автопарка. Переводится в Калачинск геологоразведочная экспедиция (переведена из Калачинска в середине 60-х годов). Эти факторы способствует развитию общеобразовательного статуса. Строятся 11 -летняя школа №1, несколько семилеток, детские сады железной дороги, МТС, мясокомбината. Каменные (кирпичные) здания в эти годы имеет только железная дорога. Возникает служба лесозащитных насаждений на железной дороге и лесхоз, которые занимаются посадкой лесов и уходом за ними. В это же время отведены первые несколько гектар земли в районе МТС для закладки сада по инициативе садовода-любителя Кирилла Иосифовича Папко, который к этому времени имел достаточный положительный опыт по разведению и сохранению в суровых сибирских условиях плодоносящих деревьев и кустарников, привезённых из европейской части страны. Начинают действовать кинотеатр, чайные, развивается сеть магазинов. Строится ткацкая фабрика.

40-е годы для Калачинска, как и для всей страны, имеют особое значение.

В 1941 году из Мелитополя эвакуируется в Калачинск на производственную базу МТС механический завод, который в считанные месяцы начинает выпускать военную продукцию. 30.09.1942 г. по приказу главнокомандующего СибВО в Омской области началось формирование 30-й отдельной лыжной стрелковой бригады, возглавил которую кадровый военный полковник П.М. Акимочкин. Невиданным героизмом и стойкостью, ценой жизни многих бойцов и командиров бригада выполнила свою задачу – прочно стабилизировала линию фронта на северном выступе будущей битвы на Курской дуге. Рядом с маститыми мастерами к станкам встали женщины и подростки. Создано СПТУ-41, которое готовит кадры в основном для механического завода и ткацкой фабрики, а после войны для сельского хозяйства и строительства. Источником электроснабжения предприятий являлись дизельные электростанции. Для базы МТС выделяется новая территория (позже Сельхозтехника). Открывается шубный цех при КБО. На базе промкомбината создаётся цех валяной обуви. В Калачинске создаётся снайперская школа (ныне школа № 3), аэродром по подготовке военных лётчиков, нефтебаза, военный госпиталь. В военные годы калачинцы золотой строкой внесли свой вклад в Великую Победу. Наши земляки – Герои Советского Союза: Алтунин А.Т., Еремин А.С., Ермак П.И., Осминин П.Е., Ледовский И.Г., Калинин Г.Г.. Их именами названы улицы города. В 1941 году в Калачинске формируется 70-я бригада морской пехоты, которая в составе войск западного фронта закрыла подступы к Москве. Калачинская авторота 24.06.1941 года выдвинута в район боевых действий, была расформирована по фронтам. Шоферы – калачинцы возили военные грузы, раненых, продукты и по «Дороге жизни», и под Москвой, и на Курской дуге и на многих других направлениях.

Во второй половине 40-х годов строится районный Дом культуры, библиотека, первые двухэтажные дома из кирпича и дерева. Реорганизация сельскохозяйственного производства повлекла создание межрайонной сельхозтехники, межколхозной строительной организации. Создается отделение Сбербанка, поликлиника, пивзавод, ветлечебница, ветбаклаборатория, открывается баня № 1.

50-е годы знаменуются приходом в район электричества от государственной сети и освоением целинных и залежных земель. В первую очередь к единой энергосистеме подключена железная дорога. Тяга переведена с паровозной и тепловозной на электровозную. Начинают работать службы тяги и контактной сети на железной дороге. Постепенно подключаются предприятия, организации и жильё к электросетям. Создаются Калачинский район электрических сетей, коммунальная служба, горэлектросеть. В декабре 1952 года Калачинск получает статус города районного подчинения. Начинается строительство дорог с твёрдым покрытием межселённого и внутригородского значения. Первые асфальтированные улицы: Вокзальная, Ленина, Калачинская, 70 Бригады (1-я Переездная), Советская, Заводская. Создаются дорожные строительные организации: ДСУ-3 (ДРСУ-6), ДРСУ-3, ПДУ; общестроительные организации Омскцелинстроя: ПМК-186, ЗЖБИ-4, УПТК, АТК-4; специализированные строительные организации: СПМК-1266, ПМК-106 «Мелиоводстроя», ПМК «Сельхозмонтаж». Создаются цеха вторчермет, гортопсбыт, развивается тупиковое хозяйство железной дороги. Построен и введён в эксплуатацию нефтепровод и продуктопровод Уфа- Иркутск. Построена гостиница (ныне паспортный стол), универмаг (ул.Ленина). Продолжается развитие образовательной, культурной сети: музыкальная школа, фильмотека, кинопрокат, клуб механического завода (ныне снесён), городской стадион (ныне проходит реконструкция).

60-е годы. Начато массовое строительство жилья 2-3 этажной застройки центральной части города, путепровода в восточной части города вместо ж.д. переезда, Калачинского элеватора, средних школ № 2 и 3, автошколы ДОСААФ, АТП-12, кинотеатр, сеть столовых и ресторан, увеличивается территория плодосовхоза до 100 га. Строится асфальтобетонный завод. Продолжается развитие инженерных сетей, строятся квартальные котельные.

Принимает первых учеников детская художественная школа. Построены корпуса верхней одежды и обувной цех КБО, гостиница, трасса мотокросса (и ныне лучшая в России), более 20 хоккейных коробок, создаётся парковая зона на озере Калач (ПКиО им Гагарина), строятся банно-прачечный комбинат и баня № 3, детско-юношеская школа.

70-е годы. Строится и вводится в эксплуатацию Калачинский мясокомбинат мощностью 100 тонн мяса в смену (1000 голов КРС – гигант), телефонная канализация, здание почтамта, здание автовокзала, центральная котельная с сетями (внутриквартальные котельные переведены в коммунальные объекты, гаражи, тепловые камеры или демонтированы). Начато строительство пятиэтажного жилья (ул. Черепова, Строительная), детские комбинаты. Создана Райсельхозхимия. Продолжается развитие инженерных сетей, строительство дорог с покрытием. Плодосовхоз получил дополнительно 1 140 га земель к югу от города. Вводятся в эксплуатацию множество объектов административно-делового назначения, в основном размещенных в многоквартирных домах (ЗАГС, банки, аптека № 13, химчистка, магазины). Открыт мемориальный комплекс.

80-е годы. Построены ЗКСМ, горводопровод, горканализация, школы №№ 5 и 6, продолжается строительство жилья. Начато строительство газораспределительных сетей. Произведено новое строительство дорог и ремонт участков, повреждённых при строительстве водопровода и канализации. Построены пешеходный путепровод через железную дорогу, новое здание ж.д. вокзала.

90-е годы. Ускоренными темпами ведётся строительство газораспределительных сетей. Введена в эксплуатацию Калачинская ГРС. Строятся объекты среднеэтажной застройки для переселения горожан из сносимого жилья под газопроводы. Производится замена чугунных труб водоснабжения на полиэтилен. Активно ведётся коттеджная застройка по целевым программам в заречном, западном микрорайонах, ул.Солнечная. Переезжают в Калачинск строители – бамовцы.

2000-е годы. Продолжается строительство газораспределительных сетей. Заменён напорный канализационный коллектор от КНС № 1 (ул.Ключевая) до КНС мясокомбината, построен водопровод от НС 2 –го подъема (с.Воскресенка) до НС 3-го подъема (ул.Интернациональная). Ведется строительство насосной станции чистой воды. Строится среднеэтажное жильё в заводском микрорайоне. Ведётся реконструкция стадиона. Проведена реконструкция мемориального комплекса. Построены Храм Воскресения Христова (ул.Семашко), торговые комплексы Геомарт, АЛПИ, Благодать, здание налоговой инспекции, аптеки, СТО, отделения Сбербанка, ведется строительство частных магазинов, объектов бытового назначения (парикмахерские, салоны красоты). Равивается индивидуальное предпринимательство. В настоящее время на территории Калачинского городского поселения зарегистрировано более 900 индивидуальных препринимателей.

Leave a Reply