Тунис. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тунис государственный флаг

С 25 июля 1957 Тунис является республикой. В стране действует конституция, принятая 1 июня 1959, с последующими поправками и изменениями (последние из них были внесены в 1994). Тунис президентская республика. Глава государства президент, избираемый на пятилетний срок всеобщим голосованием. Он не только является носителем исполнительной власти, но и обладает чрезвычайно широкими полномочиями, приоритетом по отношению к Национальному собранию и реальным главенством в различных областях государственной жизни.

По конституции, президентом может быть наследственный гражданин Туниса в возрасте не моложе 40 лет, мусульманин по вероисповеданию. Глава государства независим от парламента и не несет ответственности перед ним. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны и хранителем конституции, представляет Тунис во внешних делах, аккредитует послов, обнародует законы, созывает сессии Национального собрания, назначает судей и т.д. Фактически он разделяет законодательную власть с парламентом, пользуется правом законодательной инициативы и может издавать законы по уполномочию. Глава государства может наложить “вето” на парламентский закон, чтобы преодолеть его, депутатам необходимо собрать большинство в две трети голосов. В сфере исполнительной власти президент обеспечивает проведение в жизнь законов и следит за их исполнением, определяет общую политику правительства и основные направления деятельности государственной администрации, осуществляет управление государством, организуя административный аппарат и назначая государственных служащих на гражданские и военные посты. На протяжении 1959-1987 пост президента Туниса бессменно занимал Хабиб Бургиба, объявленный в 1975 пожизненным главой государства. После его смещения в 1987 президентский пост занял Зин аль-Абидин Бен Али. Родившийся в 1936, он проделал военную карьеру: закончил французскую военную академию Сен-Сир, изучал артиллерийское дело и ПВО в США и дослужился в тунисской армии до звания генерала. Отвечал за вопросы внутренней безопасности. После кровавых столкновений между протестующими рабочими и полицией в 1978 Бургиба назначил его руководителем органов безопасности. В 1984 Бен Али стал министром внутренних дел и выступил против растущего влияния исламского фундаментализма. 2 октября 1987 президент Бургиба назначил его премьер-министром, но уже 7 ноября того же года Бен Али совершил конституционный переворот, отстранив пожизненного президента, который был объявлен “находящимся в маразме и недееспособным”. В отличие от агностика Бургибы, Бен Али считается верующим мусульманином. В 1989, 1994 x 1999 Бен Али переизбирался на президентский пост. Законодательная власть в Тунисе принадлежит однопалатному Национальному собранию (Меджлис аль-умма). Оно избирается одновременно с президентом сроком на пять лет путем всеобщих выборов. Парламент обсуждает и принимает законы, а также утверждает законы, изданные по его уполномочию президентом республики. Национальное собрание рассматривает и принимает государственный бюджет, ратифицирует международные договоры, обсуждает вопросы войны и мира. Но оно лишено возможности контролировать деятельность правительства, которое ответственно только перед президентом. В Национальном собрании, избранном в 1999, насчитываются 182 депутата. 148 парламентариев избираются в округах большинством голосов избирателей; 34 места зарезервированы за оппозиционными партиями. Непосредственное управление государством президент осуществляет через правительство, которое состоит из премьер-министра и министров, ведающих отдельными отраслями управления.

Тунис. Местные органы власти.

В административном отношении Тунис делится на 18 вилайетов во главе с губернаторами; вилайеты подразделяются на округа, а те на секторы. Города и некоторые крупные сельские поселения выделяются в коммуны с муниципальным устройством. Губернаторы вилайетов назначаются президентом республики и ответственны перед правительством. В коммунах с муниципальным устройством вопросы местного бюджета, благоустройства, торговли и хозяйства решают муниципальные советы, выбирающие мэра. Советы избираются сроком на пять лет общим голосованием. С 1995 оппозиционные партии имеют представительство в муниципальных советах.

Судебная система Туниса.

В Тунисе существует единая система национального светского суда. Согласно конституции, судебная власть независима. Назначение судей производится президентом республики по предложению Высшего совета магистратуры. Низшее звено судебной системы кантональные суды, которые рассматривают дела и выносят решения по искам на небольшую сумму. В большинстве вилайетских центров имеются суды первой инстанции, делящиеся на палаты. Они выносят решения по делам, связанным с более крупными исками, и рассматривают обжалования решений кантональных судов. При судах первой инстанции действуют прокуроры республики. Следующая инстанция апелляционные суды в Тунисе,Сфаксе и Сусе. Центральные судебные органы страны Кассационный суд и Генеральная прокуратура республики. Особое место занимают Верховный суд, собирающийся в случае государственной измены со стороны какого-либо члена правительства, Суд государственной безопасности и Военный суд.

Политические партии Туниса.

. С конца 1950-х начала 1960-х годов в Тунисе существовала однопартийная система. Правящей и единственной легальной в стране была Социалистическая дустуровская партия (СДП). СДП была основана в 1934 в результате раскола созданной в 1920 Дустуровской (Либерально-конституционной) партии. До 1964 партия называлась “Новый Дустур”. Ее сторонники выступили за массовое движение с целью проведения социальных и политических реформ, а затем и достижение независимости страны. Партия возглавила борьбу за независимость, в 1956 выиграла всеобщие выборы, а после образования суверенного Тунисского государства стала правящей. Ее лидер Хабиб Бургиба занял пост президента Тунисской республики. Идеологией СДП был провозглашен “дустуровский социализм”. В его основе лежали положения о национальном единстве, отсутствии в Тунисе классовых противоречий и классовой борьбы, гармонии и сотрудничестве всех социальных групп во имя всеобщего блага и постепенном достижении социализма как конечной цели. Она поддерживала тесные связи с Социалистическим Интернационалом. В области экономики СДП выступала за сосуществование государственного, кооперативного и частного секторов, хотя после 1969 приоритет отдавался развитию частного сектора. Партия контролировала фактически весь государственный аппарат на всех уровнях, руководила деятельностью Всеобщего тунисского объединения труда, крестьянских, молодежных и женских организаций. В 1988 СДП была переименована в Демократическое конституционное объединение (ДКО). В 1981 съезд СДП принял решение о “допустимости и возможности существования в стране различных политических и социальных организаций”. До 1983 политические группировки могли быть зарегистрированы как партии при условии получения ими не менее 5% голосов на выборах. С 1980-х возобновилась легальная деятельность оппозиционных партий. Но фактически ДКО сохраняет почти монопольное положение в государстве, пользуясь всеми преимуществами. На последних парламентских выборах в октябре 1999 его кандидаты собрали 91,6% голосов и завоевали все места в Национальном собрании, за исключением тех, которые были зарезервированы за оппозицией. Движение демократов-социалистов (ДДС) возникло в 1977-1978 на базе “либеральной оппозиции”, исключенной в 1974 из СДП.Возглавил ее Ахмед Мстири. Партия провозглашает борьбу за демократические свободы, многопартийную систему и “либерализацию экономики”. В 1983 ДДС было официально зарегистрировано. На парламентских выборах 1999 оно получило 13 из 34 мест, отведенных для оппозиции. Партия народного единства (ПНЕ) была создана как Движение народного единства (ДНЕ) лидером левого крыла СДП Ахмедом бен Салахом, который в 1969 был смещен со всех постов, арестован, но в 1973 сумел бежать из тюрьмы за границу. ДНЕ действовало в эмиграции и в подполье внутри страны и подвергалось репрессиям. Оно требовало демократизации страны и проведения прогрессивных социально-экономических преобразований. В 1983 одна из фракций движения была легализована в Тунисе под названием ПНЕ. Новая партия считает себя социалистической и заявила о стремлении выражать интересы рабочих и крестьян. Она выдвинула лозунг участия трудящихся в определении социально-экономической политики. ПНЕ выступает за укрепление связи с арабскими и мусульманскими странами. На президентских выборах 1999 лидер ПНЕ Мохамед Бельхадж Амор получил 0,3% голосов, а на парламентских выборах партия завоевала 7 из 34 мест, выделенных для оппозиции. Юнионистский демократический союз (ЮДС) арабско-националистическая партия, легализованная в 1988. В 1999 кандидат союза в президенты Абдеррахман Тлили получил 0,2% голосов. В Национальном собрании ЮДС имеет 7 из 34 мест для оппозиции. Движение обновления (ДО) создано в апреле 1993 на базе Тунисской коммунистической партии (ТКП). Партия коммунистов, образованная в 1939, до 1943, в 1952-1954 x 1963-1981 действовала в подполье. В октябре 1992 ТКП отказалась от марксизма-ленинизма и в настоящее время рассматривает себя как партия либерального толка. На выборах 1999 получила в Национальном собрании 5 из 34 мест, отведенных для оппозиции. Социально-либеральная партия (СЛП) – либеральная политическая организация. В 1999 получила 2 из 34 мест для оппозиции. Помимо указанных, в Тунисе имеется ряд других мелких партий. Нелегально действуют и подвергаются преследованиям исламисты из Партии возрождения (“Ан-Нахда”) и коммунисты (Тунисская рабочая коммунистическая партия).

ЭКОНОМИКА Туниса.