Независимый Тунис.

На выборах в Национальное учредительное собрание полную победу одержала партия “Новый Дустур”, и 14 апреля 1956 ее лидер Х.Бургиба возглавил правительство страны. Оно реорганизовало государственный и административный аппарат, реформировало местное самоуправление, создало армию, полицию и национальную гвардию, ввело светские суды и гражданские нормы семейных отношений, предоставило женщинам избирательные права. 25 июля 1957 Учредительное собрание провозгласило Тунис республикой. Ее президентом стал Хабиб Бургиба. 1 июля 1959 была принята республиканская конституция.
До 1962 тунисское правительство проводило политику “экономического либерализма”: оно поощряло национальное предпринимательство и стремилось добиться большей экономической независимости от Франции. Власти национализировали железные дороги, транспортные компании, предприятия по производству электроэнергии и газа, взяли под контроль французские компании в горнодобывающей отрасли. В сельском хозяйстве республика конфисковала земельную собственность бея и ограничила максимальную площадь земельных владений. Земли французских колонистов были выкуплены: часть из них распределена среди крестьян, другие перешли в собственность государства.
В центре конфликта с бывшей метрополией находился вопрос о пребывании французских войск в стране. Правительство Туниса требовало их вывести, Франция отказывалась это сделать. После того, как в 1958 французская авиация подвергла бомбардировке тунисскую деревню, власти Туниса обратились с жалобой в Совет Безопасности ООН и блокировали французские базы. В итоге было достигнуто соглашение об эвакуации всех французских баз, за исключением Бизерты. В 1961 вокруг Бизерты произошли вооруженные столкновения между французскими и тунисскими войсками. Наконец, в 1963 последние французские солдаты покинули страну.
Во внутренней политике партия “Новый Дустур” стремилась монопольно завладеть политической властью. В конце 1950-х ее руководство подавило внутрипартийную оппозицию, а также установила полный контроль над профсоюзами. Прекратила деятельность партия “Старый Дустур”. В 1963 была запрещена Тунисская коммунистическая партия. В стране фактически установилась однопартийная система. В 1964 Бургиба был переизбран президентом без какой-либо оппозиции.
В 1962-1969 по инициативе министра Ахмеда бен Салаха в Тунисе проводились социально-экономические реформы в духе “дустуровского социализма”. В 1964 “Новый Дустур” был переименован в Социалистическую дустуровскую партию (СДП). Ускоренным темпом сооружались новые промышленные предприятия, развивались металлургия, машиностроение, химическая и нефтедобывающая промышленность и электроника, велось энергичное жилищное строительство. Ведущую роль в промышленности играл государственный и “смешанный” сектор. Оставшиеся земли французских колонистов были конфискованы. Правительство приступило к кооперированию крестьянства. Однако жизненный уровень населения при этом практически не рос, а принудительные меры при создании кооперативов вызывали широкое недовольство, приводя иногда к насильственным столкновениям. Власти ограничили право на проведение забастовок и подавили протесты студентов в 1965-1968. Воспользовавшись растущим недовольством, президент Бургиба осенью 1969 сместил бен Салаха со всех правительственных постов. Позднее бывший министр был арестован (в 1973 бежал за границу и создал оппозиционное Движение народного единства), а большая часть его реформ отменена. Кооперативы в сельском хозяйстве и торговле были распущены, многие промышленные предприятия приватизированы. Активно осуществляло новую экономическую политику правительство во главе с премьер-министром Хеди Нуирой (1970-1980). Но эти меры привели к росту социальной напряженности, крупным забастовкам и студенческим волнениям начала 1970-х годов. Власти были вынуждены разморозить и поднять заработную плату, улучшить пенсионное обеспечение. В 1977 состоялись массовые протесты против повышения налогов; многие их участники были арестованы, а активисты подпольного Движения народного единства отданы под суд.
Во внешней политике Тунис проводил политику нейтралитета и неприсоединения, однако с 1960-х годов все больше ориентировался на страны Запада. В 1969 Тунис подписал соглашение с ЕЭС. Отношения республики с арабскими странами нередко были деятельностисложными. До 1961 Тунис не участвовал в работе Лиги арабских государств (ЛАГ) из-за разногласий с Египтом, которым правил президент Насер. Вернувшись в ЛАГ, Тунис призывал к умеренности и осторожности в вопросах арабского единства, а в 1965-1967 x 1968-1970 вновь бойкотировал эту организацию, призывая к мирному урегулированию палестинской проблемы и нахождению путей примирения с Израилем. В то же время, в 1970-х годах Тунис все более решительно стал поддерживать национальное движение палестинских арабов (в 1982-1993 в Тунисе размещалась штаб-квартира Организации освобождения Палестины). В 1979, после того, как Египет подписал мирный договор с Израилем, в Тунис из Каира была переведена штаб-квартира ЛАГ.
В 1974 Бургиба был вновь переизбран президентом, не встречая какой-либо оппозиции, а в 1975 его провозгласили пожизненным президентом. В начале 1980-х годов правительство приступило к осторожной демократизации. Так, в 1981 был снят запрет на деятельность Тунисской компартии, а оппозиционные кандидаты смогли принять участие в парламентских выборах. Все места по-прежнему достались правящей СДП, набравшей 94,8% голосов. Коммунисты получили 0,8%. Кандидаты, близкие к Движению демократов-социалистов (ДДС) и Партии народного единства (ПНЕ), собрали соответственно 3,3% и 0,8% голосов. В 1983 деятельность Движения демократических социалистов и Партии народного единства была официально разрешена. Легализовав умеренную оппозицию, власти надеялись тем самым ослабить растущую популярность исламских фундаменталистов, которых они продолжали преследовать. 50 ведущих деятелей Движения исламского течения были арестованы.
Падение мировых цен на нефть в начале 1980-х вызвало серьезные экономические трудности в Тунисе, рост безработицы и цен. Правительство Мухаммеда Мзали (1980-1986) отменило в 1984 государственные субсидии на основные продукты питания, что привело к массовым волнениям, забастовкам и демонстрациям протеста. Власти подавили их и произвели аресты профсоюзных лидеров. В 1986 правительство обвинило фундаменталистов в террористической деятельности и распорядилось арестовать ведущих активистов исламистского движения.
В октябре 1987 Бургиба назначил премьер-министром генерала Зин аль-Абидина Бен Али. Через месяц новый лидер произвел бескровный конституционный переворот. Он добился проведения медицинского обследования пожизненного президента, и врачи объявили главу государства неспособным исполнять обязанности в силу возраста (умер в 2000 в возрасте 97 лет). После этого Бен Али был объявлен президентом Туниса; новым премьер-министром он назначил Хеди Бакуша.
В 1988 президент преобразовал правящую СДП в Демократическое конституционное объединение (ДКО) и продолжил осуществление “дозируемой демократии”. В 1989 Бен Али был переизбран президентом. На парламентских выборах кандидатам ДКО противостояла сильная оппозиция. Исламисты, организовавшись в Партию возрождения (Ан-Нахда), не получили права действовать легально, но сумели выдвинуть своих сторонников в качестве независимых и завоевать более 13% голосов. Около 4% проголосовавших избирателей поддержали ПНЕ. После выборов было сформировано новое правительство (премьер-министр Хамед Каруи). В мае 1991 произошли новые столкновения между исламскими студентами и полицией; 2 человека погибли. Власти объявили о раскрытии антиправительственного заговора исламистов, обвинив их в попытке организации государственного переворота и создания теократического государства. Были арестованы 300 членов Ан-Нахды, включая 100 сотрудников вооруженных сил.
Президент Бен Али стремился развивать отношения с арабскими странами. В 1989 Тунис выступил инициатором создания Союза арабского Магриба. В 1990-1991 он не поддержал военные действия против Ирака. В 1990 Тунис восстановил дипломатические отношения с Исламской Республикой Иран. С 1992 в стране стала осуществляться кампания по арабизации управления и хозяйственной сферы. Для вывесок, названия улиц и фирм должен был использоваться арабский язык.
В области экономики правительство страны проводило реформы в рамках плана “оздоровления”, разработанного при участии Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Клерикальная оппозиция продолжало выступления против правящего режима. В начале 1992 она организовала столкновения своих сторонников с армией и полицией. Власти арестовали руководство Партии возрождения, а весной и летом 1992 прошли политические процессы, на которых обвиняемые получили суровые приговоры.
Перед всеобщими выборами 1994 тунисское руководство пошло на изменение избирательного закона. Отныне 144 депутата по-прежнему избирались на основе большинства поданных голосов, а 19 мест предоставлялись оппозиции, независимо от результатов голосования в округах. Эти 19 мандатов распределялись между легальными оппозиционными партиями, в соответствии с числом полученных ими голосов. Правящее ДКО, получив поддержку почти 98% проголосовавших избирателей, заняло все 144 места, определяемые “обычным” путем. Из оппозиционных партий ДДС получило 10 мест, Движение обновления (бывшие коммунисты) 4, Юнионистско-демократический союз 3 и ПНЕ 2. Основной соперник Бен Али правозащитник Монсеф Марзуки не был допущен до президентских выборов и Бен Али был избран главой государства на новый срок, набрав 99,9% голосов.
В конце 1990-х внутриполитическая ситуация в стране обострилась. Международные правозащитные круги критиковали отсутствие свободы высказывать свое мнение и наличие большого числа политзаключенных. На растущие протесты со стороны профсоюзов и правозащитников власти отвечали репрессиями. Они запретили также распространение иностранных газет, в которых сообщалось о пытках и избиениях на допросах в Тунисе. В июле 1999 все члены руководства Тунисской рабочей компартии были приговорены к многолетним срокам тюремного заключения.
На выборах в октябре 1999 власти допустили некоторое расширение представительства легальных оппозиционных партий (до 34 мест). Всего в них участвовали 7 партий и 10 независимых списков, и ДКО вновь завоевала все парламентские мандаты, кроме выделенных для оппозиции. На президентских выборах было впервые разрешено выдвинуть альтернативных кандидатов. Тем не менее, Бен Али был избран на новый срок, собрав 99,4% голосов. На долю кандидатов от ПНЕ и ЮДС достались 0,5%. Президент назначил новым премьер-министром Мухаммеда Ганнуши, бывшего министра по вопросам международного сотрудничества и иностранных инвестиций. В кабинет министров были включены 4 женщины. Бывший председатель оппозиционной Лиги по правам человека занял новый пост министра по правам человека и связи. В ноябре 1999 Бен-Али помиловал 3 тысячи заключенных, включая 600 членов Ан-Нахда и коммунистов.
Несмотря на протесты Франции, тунисское руководство ускорило кампанию по арабизации. С 11 января 2000 введен в действие декрет о полном переводе администрации на арабский язык.