История Туниса общие сведения

Человек обитал на территории современного Туниса со времен палеолита. Здесь обнаружены следы древнейших ашельской, мустьерской, атерийской и иберо-маврусийской культур, смена которых, как предполагается, определялась приходом новых народов и племен.

В 8 тысячелетии до н.э. в Тунисе поселились белые люди средиземноморской расы (капсийская культура), переселившиеся, вероятно, из саванн доисторической Сахары гипотетической прародины семито-хамитских народов. В 4 тысячелетии до н.э. здесь произошла неолитическая революция, распространились земледелие и животноводство, появились укрепленные поселки и выделилась племенная знать. В 12 веке до н.э. на территории Туниса обитали ливийцы. В последующие столетия на побережьи высаживаются греческие и финикийские мореплаватели. Старейшей финикийской колонией на территории Туниса считается Утика, основанная в 1101 до н.э.; за ней последовали Гиппон, Хадрумет, Лептис, нынешняя столица страны город Тунис и другие. В 814 до н.э. беженцы из финикийского города Тира основали поселение Карт-Хадашт (Карфаген). Впоследствии Карфаген превратился в огромный город с населением более миллиона человек и центр огромной военной и торговой державы распространившейся на все побережье Северной Африки от Гибралтара до Киренаики, а также Большую часть Испании, Сардинии, Сицилии, Корсики и Балеарские острова. Корабли карфагенян господствовали в западной части Средиземного моря, заплывали далеко в Атлантический океан и в экваториальную Африку. Могущество древнего Карфагена было сломлено набиравшей силу Римской державой в ходе трех Пунических войн. В результате последней из них в 146 до н.э. Карфаген был взят римлянами и полностью разрушен, а территория современного Туниса включена в состав Римского государства. Позднее римляне восстановили Карфаген, и он стал процветающей столицей римской Африки.

В эпоху Римской державы земли Туниса были настоящей житницей империи: они давали более 60% потребляемого зерна. Расцвела римско-пуническая культура, которая сочетала как латинские, так и карфагенские элементы. В середине 1 в. н.э. здесь стало распространяться христианство, и римская Африка стала одним из основных христианских центров тогдашнего мира. Уроженцами провинции были видные богословы и мыслители Тертуллиан, Киприан и святой Августин. Однако к 3 веку хозяйство римского Туниса стало приходить в упадок; сказалось действие экологического кризиса, вызванного уничтожением лесов и нехваткой воды. Рост налогов и бедности вел к социальным потрясениям, волнениям, восстаниям и вторжениям соседних берберских племен. В 312 произошел раскол христианской церкви в Африке: из нее выделилось оппозиционное течение донатистов, получившее широкую народную поддержку. В этих условиях в Северной Африке высадилось германское племя вандалов. В 439 вандалы взяли Карфаген и превратили его в столицу собственного королевства. Власть королей вандалов, в свою очередь, оказалась непрочной. Усилился напор берберов, опиравшихся на поддержку донатистов. В 533-534 войска восточно-римского императора Юстиниана захватили территорию государства вандалов. Византийское правление продолжалось в Тунисе немногим более 100 лет. Господство восточно-христианской (православной) церкви вызвало недовольство как католиков, так и донатистов. В 646 византийский наместник провозгласил отделение Африки от Восточной Римской империи. Но уже с 647-649 Тунис стал объектом почти беспрерывных вторжений арабов. Борьба арабов, византийцев и берберов за Тунис сопровождалась жестокостями и окончательно завершилась победой арабских войск лишь в самом начале 8 века. Столицей мусульманского Туниса, вошедшего в состав Арабского халифата, стал в 670 город Кайруан.

История мусульманство в Тунисе